Национальная Академия кинематографических искусств и наук РФ наконец-то определилась с картиной, которая будет выдвинута на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». К немалому удивлению многих кинокритиков, ей стала лента Анны Меликян «Русалка» с Марией Шалаевой и Евгением Цыгановым в главных ролях. Картина вышла в российский прокат в ноябре 2007 года и потому, по правилам Американской киноакадемии, получила право участвовать в конкурсном отборе. Рассчитывать на победу «Русалки» особо не приходилось – до сих от нашей страны выставлялись исключительно острые картины на актуальные темы. Так в прошлом году на «Оскаре» Россию представляла картина Никиты Михалкова «12», рассказывающая о суде над чеченским мальчиком, а до этого были и почти политкорректный «Дом дураков» Андрея Кончаловского, и пронизанная военным пафосом «9 рота» Федора Бондарчука. Конечно же, на фоне прошлых лет, «Русалка» смотрелась в списке претендентов-соотечественников как чужая среди своих, уступая, пожалуй, лишь «Однажды в провинции» Екатерины Шагаловой. Тем более, что конкуренцию Анне Меликян составили и фильмы, так или иначе затрагивающие тему чеченской войны, а потому, согласно уже сложившейся традиции, куда более подходящие под описание «официальный претендент от России». Здесь были и «Александра» Александра Сокурова и нашумевший «Пленный» Алексея Учителя, которого некоторые и вовсе называют лучшим отечественным кинопроектом 2008 года. Кроме вышеназванных лент за оскаровскую путевку боролись такие проекты с «отчетливо национальным профилем», как «Живи и помни» Александра Прошкина, «Русская игра» Павла Чухрая и «Исчезнувшая империя» Карена Шахназарова. И примкнувшая к ним «Джоконда на асфальте» Владимира Наумова. Примечательно, что прокат «Русалки» в России нельзя назвать особенно удачным — стартовав на 280 копиях, «Русалка» собрала 1,36 миллиона долларов, но на ее рекламную компанию было потрачено около 2 млн. Более успешно сложилась ее фестивальная судьба – на счету картины приз за режиссуру престижного смотра независимого кино Sundance, награда от ФИПРЕССИ на Берлинале, призы «Кинотавра», фестивалей в Софии и Карловых Варах. Есть ощущение, что на грядущем «Оскаре» лента Анны Меликян будет себя чувствовать «как рыба в воде». Большинство представленных картин от других стран схожи по тематике с российским претендентом – в центре их внимания оказываются простые, но не совсем обычные люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Таковы «Неизбежности жизни» Бенуа Пилона из Канады, рассказывающие о больном туберкулёзом эскимосе, «Отъезды» Йохиро Такиты — об отчаявшемся виолончелисте или «Реванш» Гётца Шпильманна из Австрии — о мошенниках, пытающихся начать новую жизнь. Кто из заявленных картин попадет в основной конкурс, станет известно 22 января. По правилам, в «шорт-листе» должны будут оказаться только 5 фильмов. Сама церемония награждения состоится еще через месяц – 22 февраля 2009 года. Взято с КиноПоиска
|