Два года назад ушла из жизни актриса театра и кино Любовь Григорьевна Полищук. Тогда ей было всего 57.
Многим
почитателям таланта актрисы до сих пор трудно говорить о ней
в прошедшем времени. Любовь Полищук запомнилась им такой, какой была
в кино – женщиной-праздником – блистательной, мудрой
и жизнерадостной.
Только самые близкие знали, что в жизни
актрисе постоянно приходилось что-то преодолевать: сначала – свое право
на призвание и личное счастье, а в последние годы – право на жизнь…
Отчетливое
желание стать артисткой появилось у Любови Полищук еще в детстве.
Однако родители, не имевшие никакого отношения к искусству, ее
стремление не разделяли. К тому же, по признанию актрисы, она страшно
комплексовала.
В итоге ей удалось не только побороть привычку
«свекольно» краснеть от смущения, но и переубедить родителей,
считавших, что место ей – в строительстве.
После окончания школы
Полищук отправилась в Москву поступать в театральный. Она заранее
подготовила репертуар вокалистки. На всякий случай решила быть разной
и половину репертуара сделала под Людмилу Зыкину, а другую половину –
под Робертино Лоретти.
Каково было разочарование Любы, когда она
опоздала на экзамен. Жить ей в Москве было негде, и она три дня
провела на вокзале. Помог 16-летней абитуриентке руководитель
творческой мастерской эстрадного искусства Леонид Маслюков. Он заметил
девушку на экзамене, когда та, забыв слова басни, танцевала «омский
брейк-данс».
Позднее актриса одно время работала в Омской
филармонии артисткой разговорного жанра. По воспоминаниям коллег, Любу,
местную звезду, зрители воспринимали бесподобно.
Через некоторое
время Полищук с мужем, молодым актером Валерием Макаровым, в очередной
раз отправилась покорять Москву. Однако Макаров оставался в столице
недолго, ему вполне хватало омских просторов. И Люба, которую
пригласили в Московский мюзик-холл, осталась с маленьким сыном на руках.
Когда
Полищук перешла в Московский театр миниатюр, то долго не могла
привыкнуть к новым условиям. «Ломки были сильные. Я не умела работать
без микрофона и, думая, что меня не слышно, форсировала звук, постоянно
срывая себе голос. Я ломала декорации, зашибала партнеров. В
мюзик-холле были огромные площадки, а тут маленькая театральная сцена,
да и ростом меня бог не обидел», — вспоминала Любовь Григорьевна.
К
тому же начинающей актрисе приходилось тащить на своих плечах очень
многое. «Рассчитывать было не на кого. На гастроли ездила с маленьким
Лешей. В гостиничном номере – бесконечные кашки-малашки, тертые овощи,
пеленки… А потом нужно было легко и красиво выпорхнуть на сцену. Ну
откуда здесь взяться беззаботности, когда ты своему ребенку и отец,
и мать?!», — вспоминала Полищук.
Успех к актрисе пришел только
в 1977-м году, после неподражаемого танго с Мироновым в «12 стульях».
Она вложила в небольшой эпизод столько энергии и юмора, что зрители
не устояли. Вскоре о яркой брюнетке с голубыми глазами заговорили
и режиссеры, от которых посыпались предложения новых ролей. Однако
продолжалось это недолго.
В начале 80-х некий высокопоставленный
чиновник, с которым Полищук однажды поссорилась, запретил снимать ее
в кино. В качестве аргумента он назвал слишком «не советское, чересчур
яркое, чувственное лицо».
Актрису отлучили от кино, и примерно
в это же время у нее начались серьезные проблемы с позвоночником.
Рассказывают, что спину она повредила, неудачно упав во время съемок
«12 стульев». Впрочем, режиссёр фильма Марк Захаров опровергает эту
версию.
Выстоять Любови Григорьевне помог сильный характер
и встреча с «самой большой любовью всей жизни» – художником Сергеем
Цигалем. Как говорила сама актриса, после свадьбы она поняла, как это
здорово – быть слабой и беззащитной.
Цигаль и Полищук поженились
в 1983-м, а два года спустя, родилась дочка Мариэтта. Семейная жизнь
не помешала актрисе окончить актерский факультет Гиттиса, и вскоре Петр
Тодоровский пригласил ее для участия в фильме «Интердевочка».
Благодаря
небольшой роли в этом фильме Полищук снова оказалась в центре внимания.
В 90-е годы трудно было найти более востребованную актрису. «Любовь
с привилегиями», «Моя морячка», «Медовый месяц» и еще свыше двадцати
фильмов с участием Полищук появились всего за десять лет.
Все это
время актриса успевала появляться в театре — «Школе современной пьесы».
Однако травма спины периодически напоминала о себе. В гримерке даже
поставили специальную кушетку для актрисы, чтобы она могла полежать
в перерывах.
Со временем театр пришлось оставить, но актриса
продолжала сниматься в кино. Одним из самых запоминающихся образов
стала роль мамы Виктории Прутковской в «Моей прекрасной няне».
На
съемки сериала Полищук приезжала сама, на машине. Несмотря на болезнь,
ей безумно нравилось работать, и это чувствовали все: коллеги тянулись
к ней и грелись в ее улыбке.
Именно во время съемок сериала
состояние актрисы резко ухудшилось. Любовь Григорьевна прошла курсы
лечения в Боткинской больнице, Институте имени Вишневского и в НИИ
нейрохирургии имени Бурденко, однако медики не смогли ей помочь.
Последний раз ее просто выписали из больницы домой, так ничего и не
сделав.
Как рассказывал Иосиф Кобзон, который много помогал ей
в последние годы жизни, Любовь Полищук преодолевала тяжелую болезнь
с невероятным мужеством и до последнего верила, что все будет хорошо.
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации открытых источников